Традиционные промыслы

Характерное устюжское народное художественное ремесло, известное здесь с конца XVIII века. Местом его бытования был не город, а пригородные деревни, расположенные на противоположном от Великого Устюга берегу Северной Двины. По наименованию протекающей здесь речки Шемогсы, резьба по бересте иногда именуется «шемогодской резьбой».
На вологодской земле было немало центров производства деревянной посуды – на Сухоне и Кокшеньге, в районах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Великого Устюга. В каждом из них сложились свои варианты форм предметов, излюбленные приемы украшения.
В Великом Устюге в 30-40-х годах XVIII века возникает местная разновидность – «устюжская финифть», отличающаяся большим художественным своеобразием, не встречающаяся в других художественных центрах.
На Вологодской земле сложилась самобытная местная школа ювелирного дела. В Вологде, Великом Устюге, Сольвычегодске, Тотьме работали целые династии серебряников, создавших немало замечательных произведений ювелирного искусства.
Среди видов народного искусства Севера значительное место принадлежит художественной обработке металлов. С глубокой древности применялись они в изготовлении самых разнообразных предметов. На Вологодской земле самые ранние металлические предметы найдены в районе города Кириллова. Это плосколитые бронзовые подвески, изображающие фигурки уточек и спаренных коньков. Они служили амулетами древним племенам, населявшим эту территорию.
Игрушки в крестьянском быту изготовлялись из глины, дерева и других природных материалов. В деревне Сомово близ Верховажья, бывшей одним из центров гончарного производства, игрушки не просто сопутствовали гончарству, как в большинстве промыслов, а служили своеобразной рекламой горшечникам.
С древнейших времен живет в народе любовь к украшению тканей. На Вологодской земле для этого были особенно благоприятные условия. Целые районы здесь занимались льноводством, предоставлявшим мастерам основной материал для тканей – льняную пряжу.
Поистине мировую славу снискало вологодское кружево. Его отличительная черта — ажурность, напоминающее морозный узор, яблоневый сад, цветущий луг.
На территории современной Вологодской области широко бытовали росписи в свободно-кистевой манере. Современные мастера в своих работах используют и традиционные сюжеты, и новые, авторские на их основе.
Гончарный промыслел на Вологодчине возрождается усилиями мастеров-энтузиастов.
Производство изделий с «шемогодской резьбой» сосредоточено в Великом Устюге на фабрике «Великоустюгские узоры».
Искусство черни — это своеобразная (сюжетные и орнаментальные композиции) гравюра на серебре.