Резьба по дереву

Любовь к резьбе по дереву была свойственна русскому человеку с языческих времен. Православие, как известно, запрещало скульптуру, полагая ее проявлением язычества, идолопоклонства. Но известная тяга к пластическому творчеству, к резьбе по дереву не угасала. Широко известна, например, домовая резьба, в которой декоративное дарование плотника, резчика проявлялось в традиционном убранстве северной русской избы. Предметный мир, окружавший северянина в прошлом, в большинстве выполнялся из дерева, и трудно назвать изделие (будь то деревянная посуда, прялки, мебель, сани и телеги, дуга и многое другое), которое бы не украшалось резьбой. В этой сфере народного искусства Севера за века истории были созданы подлинные шедевры художественного синтеза, когда гармоничное разрешение получали функциональная, конструктивная и художественная стороны изделий.

На вологодской земле было немало центров производства деревянной посуды – на Сухоне и Кокшеньге, в районах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Великого Устюга. В каждом из них сложились свои варианты форм предметов, излюбленные приемы украшения.

Если посуда требовала объемной пластики, то на предметах, форма которых обладала большими гладкими плоскостями, применяли способы плоской выемчатой резьбы. В виде скромных порезок или развитых орнаментальных композиций она украшала поверхности вальков для стирки белья, рубелей-катков для глажения холста, трепал для очистки льна, пряничных досок и прялок.

Большой интерес для изучения плоскорельефной избы представляют набивные и пряничные доски, широко распространенные на Севере. Пряничные доски  служили формой для «пряников печатных». Мастер вырезал в толще доски узор, который высоким рельефом отпечатывался в тесте пряника. На квадратных и прямоугольных, огромных размеров и миниатюрных пряничных формах помещались львы с кудрявыми гривами и оскаленной пастью, зорко глядящие человечьими глазами; длиннохвостые птицы, цветы-розетки, ягоды и плоды, простейшие геометрические мотивы в виде рядов ромбов и чешуек. Иногда мелкие изображения объединялись на одной доске, разделенной на квадратики. После выпечки пряник разрезали на дольки и дарили гостям к концу торжества. Такие пряники назывались «разгонными». Высокое мастерство в создании пряничных досок проявлялось не только в передаче орнаментального сюжета, но и приемах его исполнения.