Церковь Вознесения Господня на Торгу в Великом Устюге

Церковь Вознесения на Торгу – древнейшая из сохранившихся великоустюжских церквей.

Храм построен по заказу устюжского купца Никифора Ревякина в 1648-1649 годах, «у торгу, на площади». Раньше на этом месте стояли две деревянные церкви, но они сгорели во время большого пожара в начале 1649 года. Ревякин, кстати, был ктитором (то есть заказчиком) многих других городских храмов, среди которых — собор Иоанна Праведного.

Дата сооружения церкви Вознесения сохранилась не только в местных летописях. Есть и солидное материальное подтверждение: большая серебряная водосвятная чаша с надписью: «Лета 7158 (1650) месяца февраля в 8 день положил сию водосвященную чашу... на Устюг Великий, на посад в Вознесенский приход в строение свое в каменный храм, гостынная сотни торговый человек Никифор Федоров сын Ревякин, по своих родителях в вечное поминовение и для душевного спасения. А весом сия чаша в восемь фунтов, а делал сию чашу государев мастер Серебряные полаты Анофрей Иванов». До нашего времени дошли и пожертвованные Ревякиным ковчег, дароносица, сосуды для мира, шесть крестов… — все эти предметы серебряные с соответствующими надписями.

Церковь Вознесения на Торгу восхищает свободным, нарочито асимметричным построением и праздничной нарядностью, «узорочьем». Русское (или московское) узорочье — целое направление в архитектуре Московской Руси XVII века. И есть веские основания полагать, что устюжскую церковь строил московский мастер. Дело не только в высоком уровне исполнения и резком отличии архитектурных форм церкви Вознесения на Торгу от остальных церквей Устюга. Очевидно, Никифор Федорович Ревякин, член крупнейшей столичной купеческой корпорации, часто посещал Москву и привлек столичного зодчего, дабы тот возвел в его родном городе первый каменный храм на посаде. Кстати, и утварь для церкви Вознесения Ревякин, судя по водосвятной чаше, заказывал в Москве.

Так и получилось, что «провинциальный» посадский устюжский храм можно поставить в один ряд с такими столичными шедеврами как церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652) и церковь Троицы в Никитниках (1628-1654).

Многие устюжские церкви строились «парами», холодная церковь рядом с теплой. Храм Вознесения на Торгу не стал исключением: к первоначальному холодному храму с колокольней позже пристроили двухэтажную теплую церковь. К концу 1670-х годов церковь обрела тот архитектурный облик, который по большей части сохранился до наших дней.

С апреля 2009 года в церкви Вознесения действует Музей древнерусского искусства. Помимо грандиозных иконостасов XVIII века, в музее представлено множество более древних икон знаменитого устюжского письма — «Успение Богоматери» (1496, вклад князя Семена Борисовича Суздальского в главный храм Великого Устюга, Успенский собор), образ Спаса Нерукотворного (ХVI в.), чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (около 1558), перед которой в 1693 году молился Петр Первый.

Иконы — только часть богатейшей коллекции музея. Выставка старинной устюжской деревянной скульптуры имеет свою «доминанту»: поразительную композицию Пиета — Оплакивание Христа (1805), изображающую момент прощания Богоматери с телом Сына, снятого с Креста. Рядом — резные фигуры предстоящих Богоматери и Марии Магдалины из композиции «Распятие с предстоящими» (середина XVIII века) и вызывающие не грусть, но умиление вихрастые деревянные головы херувимов.

В коллекции лицевого шитья представлены плащаница «Положение во гроб» XV столетия, плащаницы XVII века — вклады именитых людей Строгановых в устюжские храмы. И это еще не все: в Музее представлены редкие рукописные и старопечатные книги ХVII века из библиотек устюжских монастырей и церквей. Вообще, Великий Устюг можно назвать самым «книжным» из северных русских городов. Нигде не велось такого количества летописей, как в Великом Устюге. Именно по летописям, а не по результатам раскопок, были установлены многие важные даты в истории города — записи здесь велись тщательно!

Музей древнерусского искусства — молодой, поэтому в курсе новейших музейных тенденций. Одно дело смотреть, другое — участвовать. При музее действует интерактивный мастер-класс «В иконописной мастерской». В программу входит не только знакомство с миром древнерусской иконы на примере лучших произведений устюжских иконописцев, но и практическое занятие по изучению техники и этапов написания древнерусской иконы.

Контакты

Адрес: г. Великий Устюг, Советский проспект, 86

60.755509250391, 46.310268592456