Коллекция Кирилло-Белозерского музея-заповедника пополнилась головными уборами Русского Севера

Коллекция музея-заповедника пополнилась интереснейшими народными экспонатами — борушками и кокошником XIX века.

«Головные уборы дошли до нас в хорошей сохранности, –  сообщает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – На донце одной из борушек вышита надпись, которую раньше обычно вышивали на полотенцах: «Кого люблю, тому дарю». Предметы, предлагаемые сдатчицей, были привезены ее отцом – Валерием Карповичем Тюлиным – из поездок, где он собирал различные ценности. Во время собирательства он посетил регион Онеги, Северной Двины, Карелию. Скорее всего, предметы происходят из этих регионов и бытовали именно на Русском Севере. И борушки, и кокошник украшены золотным шитьем, характерным для Русского Севера. Эти головные уборы имеют художественную ценность. Они значительно обогатят коллекцию музея».

Кирилло-Белозерский музей-заповедник в своём собрании насчитывает более 86000 экспонатов. Коллекция «Народные ткани» составляет около 5000 предметов. Среди них 50 головных уборов – борушек, повойников, сборников, кокошников. Самому «старому» – почти 300 лет.

«В русском народном костюме головной убор – интереснейший элемент одежды, которому уделялось особое внимание. Он точнее всего указывал, из какой местности владелица, ее возрастные особенности, семейное положение и социальную принадлежность, –  рассказывает хранитель фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника Наталья Красильникова. – Широко бытовали на Русском Севере так называемые «борушки». Название отражает особенности покроя: «сборник», «борушка», «моршень» – сморщенные, имеющие складки (боры)». 

В музее пояснили: Вологодская борушка – закрытый женский головной убор в виде плотно прилегающей шапочки из ткани (парчи, бархата, шелка, атласа), простеганной или наклеенной на картон, подкрахмаленный холст и иногда даже на бересту, с достаточно высоким очельем и сосборенной впереди тульей, с подкладом из ситца или холста. Сзади сборник затягивался на вздержку. Очелье и донце украшались вышивкой из золотных или серебряных нитей, бисером и позументом. Борушка облегала голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком. Сборники (борушки) всегда носили с платками, которые надевались таким образом, чтобы было видно очелье.

Коллекция «Народные ткани» Кирилло-Белозерского музея-заповедника, в которой представлены уникальные головные уборы, находится в открытом фондохранилище отреставрированной Белозерской башни. На каждом ярусе (благодаря специальным приборам) ежедневно поддерживается необходимый для идеальной сохранности предметов температурно-влажностный режим.

Информация Кирилло-Белозерского музея-заповедника