Архитектурный стиль: ярусный храм типа «восьмерик на четверике». Приземистый восьмигранник, поставленный на двухсветный четверик с квадратной в плане алтарной апсидой, увенчан главой на круглом световом барабане. Холодный храм соединяется с колокольней приземистым широким теплым храмом (трапезной) с небольшими главками над алтарями приделов.
Дата строительства: 1710 – прим. 1728 гг.
Фрески: в 1717 году храм расписали ярославские мастера. Есть предположение, что руководил росписью знаменщик Федор Игнатьев, ученик Дмитрия Плеханова (автора фресок вологодского Софийского собора).
Фрески Церкви уникальны. Росписи относятся к числу памятников поздней русской церковной стенописи, продолжающих традиции XVII столетия, но отражающих уже влияния эпохи барокко. Росписи основной части храма разделены на шесть поясов.
Фрески поновлялись (реставрировались) в 1856-1859 годах, вследствие чего появились тона, не свойственные росписи начала XVIII века.
И.Э. Грабарь так говорил про фрески в Церкви Иоанна Предтечи: «Роспись её – один из чудеснейших лубков, созданных русским искусством».
Сохранность, дата реставрации: 1960-1970 гг. проведена полная реставрация здания и фресок.
Охрана памятника: памятник архитектуры федерального значения.
Современное состояние: Церковь действующая. В середине 2006 года образован приход церкви Иоанна Предтечи и возобновлены богослужения.
В старину часть территории Вологды между современной улицей Пушкинской и речным вокзалом называли Рощеньем. Есть мнение, что это название восходит к языческим временам, когда в располагавшейся здесь роще могло находиться святилище.