Наверх

Традиционные промыслы

Кружевоплетение

Искусство кружевоплетения вознило на Руси в древности и успешно развивается по настоящее время. Ручное кружево выполняется путем переплетения нитей, намотанных на коклюшки. Перебрасывая которые мастерица создает удивительные узоры. По способу плетения кружева делятся на парные и сцепные.

Устюжская финифть

Красочная цветочная и сюжетная роспись по белому эмалевому фону. Изделия, украшенные живописной эмалью, отличаются разнообразием красочной палитры, стойкостью к воздействию воды, света и воздуха, а сюжеты, нанесенные эмалевыми красками, надолго сохраняют блеск и прозрачность, и не потускнеют с течением времени.

Роспись по дереву

Роспись по дереву, лубу и бересте была хорошо развита на вологодской земле. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.

Чернение по серебру

Искусство черни — это своеобразная (сюжетные и орнаментальные композиции) гравюра на серебре. На ручную гравировку рисунка, наносят чернь (сплав меди, свинца, серы) и подвергают изделие обжигу — чернь прочно сплавляется с серебром, рождая черневой рисунок. Устюжская чернь отличается особой прочностью и богатой цветовой гаммой.

Традиционная вышивка

Вышивка — один из наиболее древних и распространенных видов украшения ткани на Руси. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубины истории. Вышитый узор представляет собой древнюю знаковую систему. Каждая деталь узора и ее цвет имели свое определенное значение.

Узорное ткачество

Узорное ткачество как вид русского народного искусства существует с незапамятных времен. Узорные скатерти-столешницы, полотенца были известны еще в XII веке. Вплоть до XVIII века узорное ткачество носило характер домашнего ремесла. В быту узорные ткани находили самое широкое применение (полотенца, скатерти, платки, рубахи, другие предметы одежды).

Народная кукла

На Руси в игрушку всегда вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка — свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали «куличку» и «пряницу» (так назывался жертвенный хлеб в России). Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством.

Искусство лоскутного шитья

Сегодня искусство лоскутного шитья переживает второе рождение. Простая по исполнению, но очень эффектная техника декорирования ткани позволяет создавать оригинальные яркие изделия - покрывала, пледы, салфетки, сумки, кошельки. В Вологде организован клуб любителей лоскутного шитья «Лепота», действующий при Городском дворце культуры, работает студия «Лоскутная пластика» при Вологодском государственном музее-заповеднике. Также этим видом искусства активно занимаются центры традиционной культуры.

Гончарный промысел

Из поколения в поколение передавались на Руси секреты гончарного мастерства. На Вологодчине распространению гончарного промысла способствовало наличие залежей гончарных глин. Традиции, технологии и приемы передавались от деда к отцу, от отца к сыну. Образовывались гончарные центры, которы снабжали глиняной посудой ближайшие деревни и широко развозили посуду по ярмаркам и базарам.

Катавальный промысел

Валенки — удобная и теплая обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти. Особенно широкое распространение валенки или катанки получили на Русском Севере. Их катали с круглым носком, плоской подошвой и, как правило, с высокими голенищами. Валяли обычно на одну колодку, не различая правой и левой ноги. Голенища, достигавшие колен, слегка надрезали для удобства ходьбы или заворачивали.